ТЕЛЕФОН 077-7010356 Главный офис Центра Хабад Хайфа: ул. ГЕРЦЕЛЬ 56, Хайфа

Рош А-Шана: что это значит для современного человека? 10/09/2017

Закончилось лето, а с ним — и летние каникулы у школьников. Начался учебный год в детских садах и школах, не за горами и новый семестр в колледжах и университетах. Совпадение начала осени и начала учебы вроде бы интуитивно объяснимо: жара потихоньку спадает, и голова работает лучше: можно начать ее нагружать без опасности сильно перегреться. Начало учебного года, новые заботы… Но задавали ли вы себе вопрос, почему евреи рассматривают этот период, когда природа завершает очередной цикл буйного расцвета и плодоношения и начинает свой поворот к осеннему увяданию и зиме, именно как начало года, причем называют его не как принято переводить на русский язык — «новый год» (шана хадаша), а именно «голова года» (рош-а-шана)? С чем связана эта традиция, столь же древняя, сколь устойчивая?

Шана това! 10/09/2017
Шана това! 10/09/2017

На всех этапах еврейской истории этот праздник — Рош-а-Шана считался особо торжественным, и в любой стране, где бы ни жили евреи, они всегда в первый вечер праздника поздравляли друг друга особыми словами: «Да будете вы записаны в Книгу жизни в новом году!» Считается, что в этот день Новолетия каждое создание как бы проходит перед Создателем, и тот решает, оправдано ли его дальнейшее существование. Достойные записываются в Книгу жизни, недостойные — вычеркиваются из нее. Основная же масса людей должна продолжить работу по самосовершенствованию и достойно пройти через День Искупления (Йом Кипур). Только так можно удостоиться еще года жизни. И так — каждый год. Ни у кого нет «постоянства» в этом мире, все мы — временщики, и каждый должен пройти «аттестацию».

Давайте попробуем разобраться. Исторически, евреи праздновали Рош А-Шана с незапамятных времен, найти же какие-либо исторические документы, объясняющие эту традицию (а не просто свидетельствующие о ней), по-видимому, не представляется возможным. Поэтому нам остается один путь — искать в еврейских аутентичных источниках: в Танахе, Талмуде, Комментариях (Мидрашах), работах средневековых мудрецов и т.д. Наиболее явное указание на «голову года» мы находим в Талмуде в Трактате «Рош-а-Шана». Там говорится вообще о четырех (!) «головах»: о начале месяца Нисан (начало счета царствования царей), начало месяца Элуль (счет возраста скота для выполнения заповедей, связанных з жертвоприношениями), начало месяца Тишрей («рош А-Шана») и пятнадцатое число месяца Шват («новый год деревьев»).  

Каждая из этих «глав года» имеет отношение к соответствующему аспекту (царям, скоту, деревьям и т.д.), причем, как указывают источники в Комментариях, Каббале и — как следствие — в хасидских толкованиях: под понятием «голова» имеется в виду не просто некая часть (пусть даже очень важная), а нечто, содержащее внутри себя всю сущность. Проще говоря, в новый год деревьев, к примеру, «проживается в миниатюре» весь будущий год во всех вопросах, касающихся именно деревьев, и так касательно любой «головы». Возвращаясь к Рош-а-Шана, можно сказать, что в этот день (точнее — в два дня) как бы вложен весь будущий год во всех своих деталях, касающихся абсолютно всех сфер материального и духовного бытия.

Трубить в шофар - важная традиция Рош А-Шана!
Трубить в шофар — важная традиция Рош А-Шана!

Итак, Талмуд закрепил за днем Рош-а-Шана звание «главы года» в самом общем своем понимании. Кроме того, он позаботился донести до нас спор мудрецов того времени о том, когда же именно был создан мир. Зачем нам это? Да и как можно измерить это «когда», если и времени-то еще не было?  

Ну, с вопросом «зачем?» — несложно: поскольку год — это повторение (круг), а его голова — как бы «начало пути», поворотная точка, «перекресток мироздания» (как сказал бы Владимир Высоцкий), то находясь в ней можно максимально эффективно повлиять на будущее (т.е. на новые круги, относящиеся к прежнему, как более высокие витки спирали). Как повлиять? Привести себя (свои дела, мысли, намерения, ощущения) в наиболее верное, с точки зрения Создателя, состояние.  

С вопросом «как можно измерить?» сложнее. Ведь здесь речь идет об измерении времени еще до того, как время стартовало, «до начала времен». Но и тут есть решение, и о нем упоминается в молитве этого дня. Рош А-Шана называют «днем начала Творения и памятью о Первом дне». Иными словами: создание homo sapiens (человека разумного) — это начало Творения (без человека ничто не имеет смысла), а Первый день — это создание «сцены», на которой разворачивается человеческая история. В день шестой (время уже создано) воплощается смысл дня первого (когда считать еще нечего и некому). Человеку важно знать, где «перекресток мироздания»: в начале Нисана или в начале Тишрея! Именно на этом перекрестке человека ждет серьезнейшая работа: придать смысл сотворенному миру и стать партнером Творца в дальнейшем процессе творения.

Нисан — время чудес (единоразового нарушения Творцом им же самим созданных природных законов в пользу быстрейшего достижения поставленных им целей), тишрей — время природности, лежащей в основе человеческого (а не Б-жественного) отношения к миру. Мудрецы Талмуда учат нас искать точку приложения своих сил и точку раскрытия своей души именно в тишрее. Чудесами мы займемся на Песах, чудеса — это прекрасно, но неустойчиво: чудеса заканчиваются, и человек снова падает в рутину повседневности, где зачастую теряет многие свои достоинства. А вот тот, кто в силах отшлифовать свою душу именно в рутине, когда природа, что называется «берет свое», тот навечно засверкает, как алмаз, всеми своими гранями. Именно в тишрее мы придаем этому миру смысл, именно в Рош-а-Шана мир перестает быть для нас подарком свыше и становится нашей заслуженной наргадой!   

Символы праздника: шофар, яблоки, мед, гранат
Символы праздника: шофар, яблоки, мед, гранат

Таков источник и такова философия, определяющие аутентичное еврейское отношение к Рош-а-Шана. Откуда взялось такое отношение, сказать трудно: слишком разное отношение к жизни во всех своих проявлениях у людей с разным уровнем традиционности. Бесспорно, однако, одно: история празднования Рош-а-Шана настолько древняя, что самый «светский» историк навряд ли будет возражать против определения «Синайское Откровение» (процесс законотворчества в эпоху Исхода и последующих скитаний евреев по пустыне до завоеванния Земли Ханаанской).  

Как же мы, простые люди, родившеся и выросшие спустя тысячелетия после возникновения еврейского народа, можем приобщиться к этому одновременно возвышенному, радостному и суровому празднику? Как ощутить его подлинное величие, проникнуть в его глубину? У каждого свой путь, но прежде всего, этот праздник требует духовной подготовки. Традиция предписывает весь предыдущий месяц — элуль — заниматься внутренней работой самоосознания, отказа от гордыни, эгоизма, жадности, пренебрежения к людям. В элуле готовятся к «встрече с Царем» в день Новолетия. Да и сам Царь — Творец Всего Сущего — в элуле рядом с людьми, и можно и нужно просить его о благосклонности. В день же Новолетия, Царь воссядет на престол в своем великолепии, и тогда уже человеку предстоит пройти перед ним в духовной чистоте и подлинной скромности. Итак: задача номер один для желающих радоваться в Рош А-Шана — предварительная духовная подготовка.

Первый день Новолетия упоминается в Торе. Он — день сурового и нелицеприятного суда. Но чтобы каждый мог удостоиться записи в Книге Жизни, Всевышний согласился, по просьбе пророка Моисея, продолжить суд в течение еще одного дня. И в этот второй день он судит милосердно. Поэтому очень важна духовная работа человека на протяжении обоих дней праздника.

Для праздничных дней предусмотрены специальные молитвы, в которых человек принимает на себя власть Творца вселенной как Царя и демонстрирует свою готовность выполнять его законы. В первый день, сразу после вечерней молитвы, люди поздравляют друг друга с записью в Книгу Жизни, так как верят в праведность своих близких и в то, что милосердный суд уже свершился. Затем отправляются на прадничную трапезу, в которой предусмотрены специальные благословения на яблоко в меду и прочие «знаки», символизирующие радость и уверенность в счастливом обновлении. Радость и уверенность — главные атрибуты Рош-а-Шана, несмотря на его внутреннюю суровость. Евреи ни на секунду не сомневаются в доброте Творца и в его милосердии, поэтому одеваются в праздничные одежды и искренне радуются. Ощутить радость и уверенность в будущем, несмотря на суровый суд, — это главная задача приобщения к празднику. Счастлит тот, кто удостоился этого!

Утренние молитвы Рош-а-Шана полны древних красивейших напевов, раскрывающих и облагораживающих душу человека и прославляющих Творца. В этом — чудесная уникальность еврейского взгляда на вещи: прославление Творца у евреев не приводит к принижению человека, к обезличиванию и ничтожности, а суровая борьба со злым началом не ведет к жестокости и обесцениванию человеческой жизни. Иудаизм являет собой уникальный и гармоничный сплав монотеистической философии, в которой мир сияет в своей чудесной целостности и единстве со своим Творцом, и подлинного гуманизма, в котором достойным партнером Бога является человек, и без человека мироздание обесценивается, становится бессмысленным.

В длиннейших молитвах Новолетия евреи «напоминают» Всевышнему весь процесс творения, избрания им потомков Авраама для задачи распространения добра в мире, величественные события дарования Торы. Евреи трубят в бараний рог (шофар), выполняя тем самым заповедь «воцарения Творца на престол». С момента трубления в рог начинается новый виток осознанного существования Вселенной. После трубления, Творец — законный Владыка, Царь, и у него есть свой народ, коротому Он нужен, и ради которого он каждую секунду сотворяет мир заново.

Во второй половине первого дня Новолетия принято идти к водоему (морю, реке, озеру), или хотя бы подойти к месту, где он виден, и прочитать специальную короткую моплитву Ташлих («выбрасывание грехов). При этом принято «визуализировать» выбрасывание в пучину вод своих духовный дефектов, злобы и эгоизма. Это необходимо, чтобы начать новый год «с чистого листа».

Работа на Творца в дни Рош-а-Шана никогда не проходит даром. Всевышний решает судьбу каждого человека в отдельности и каждой страны и всего мира в целом. Естественно, определяется судьба и всех других творений, в зависимости от их задач на следующий год. В течение же нового года, задуманный, утвержденный и «скрепленный печатью» сценарий разворачивается на сцене мироздания. Не стоит, однако, думать, что наличие сценария лишает хоть одно творение свободы выбора: мир, созданный чудесной волей Творца, всегда оставляет любому из нас свободу выбора между добром и злом. Каждую секунду, в каждой ситуации, у человека есть возможность выбрать добро. Об этом сказано «близок Господь ко всем, взывающим к нему, ко всем, зовущим его воистину». И учат нас мудрецы: Истина, на которую «откликается» Творец — это Тора. Именно поэтому сказано: «всякий, занимающийся изучением Торы — подлинно свободен».

Будем же с любовью и радотью готовиться в величественным и прекрасным дням еврейского нового года — Рош-а-Шана, чтобы достойно и счастливо пройти перед троном Царя Вселенной! Пожелаем друг другу любви, радости, счастья, здоровья, сил, мира, наполненности глубоким смыслом! Да будем мы все записаны в Новом Году в Книгу Жизни!

Автор текста: Александр Кац.        

 

 

Добавить комментарий

Кимха де-Писха!

Кимха де-Писха!

С Вашей помощью уже собрано 85% от … Читать далее Кимха де-Писха!

Праздник света в детском саду Радуга

Праздник света в детском саду Радуга

Яркое содержательное ханукальное представление стало безусловным подтверждением … Читать далее Праздник света в детском саду Радуга

Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Дом ученых и Александр Бахмуцкий...

  Одной из достопримечательностей научно-просветительской жизни г. … Читать далее Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Осенние праздники 5779!

Осенние праздники 5779!

Директор Центра раввин Шауль Давид Бурштейн отметил: … Читать далее Осенние праздники 5779!





Manta