ТЕЛЕФОН 077-7010356 Главный офис Центра Хабад Хайфа: ул. ГЕРЦЕЛЬ 56, Хайфа

Недельная глава «Лех-Лехо». Беседа первая.

(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе 13 Таммуза 5714 (1953) года.
Вступление переводчика.
Первый еврей, наш праотец Авроом, за свою жизнь пережил много испытаний. Десять из них перечисляет Мишна — наиболее суровые, наиболее важные испытания, идя которыми Авроом в результате пришел к заключению союза со Все-вышним, гарантировавшим для потомков Авроома обладание Землей Израиля, особые взаимоотношения с Б-гом и все, с этим связанное. Потомки Авроома также унаследовали от него отличающееся от других народов духовное устройство, по сей день наделяющее их особыми возможностями, обязывающее к Служению Всевышнему, отличному от Служения других народов.
Впрочем, как упоминалось много раз, главной задачей Торы не являются ни донесение до нас исторических знаний, ни научить мудрости, — она — не исторический очерк и не философский трактат, а, в первую очередь, книга Наставления , в каждом поколении, в любые времена и в любом месте дающая евреям понимание того, как служить Все-вышнему. Тора — инструмент, с помощью которого евреи способны привести мир к состоянию, называемому днями Мошиаха, сделать из него сосуд для Б-жественной Сущности, что является целью Творения мира. По этой причине в Письменной Торе, (например, в Пятикнижии) изложены далеко не все биографические подробности жизни праотцов, не все связанные с ними события находят в Торе отражение. В том числе, о событиях, представляющихся нам чрезвычайно важными, Тора порой умалчивает или не говорит о них напрямую.
Первое испытание, по б-жьей воле, выпало на долю Авроом-овийну, еще на родине, в городе Ур-Касдим. Тогда Авроом, еще будучи мальчиком, смог проявить необычайную уверенность во Все-вышнем, свою готовность отдать за жизнь свою веру в Б-га.
*   *   *
Вкратце расскажем о том, что произошло.
Итак, Авроом-Овийну (при рождении ему было дано имя Авром, дополнительная буква «hей» была добавлена к его имени Все-вышним позднее, — так — Авром — и будем мы называть его дальше) родился через много лет после того, когда Все-вышний раскрывался в райском саду первому человеку — Адаму. Сказано в книгах, что грехи человечества в течение поколений до Авроома отдалили Б-жественное присутствие от мира. Люди, поначалу знавшие о Все-вышнем и служившие Ему, постепенно сочли, что материальные и духовные блага, о которых они мечтали, можно добыть более легким, как им казалось, способом — поклонением идолам. Во времена Эноша люди начали изготавливать идолов, поклоняться им и этим поклонением добивались повышения урожаев, умножения богатства, рождения детей. Начали процветать различные виды колдовства и шаманства. Прошло еще несколько поколений, и знание о Все-вышнем вовсе отошло на задний план. Ко времени рождения Аврома Все-вышний, в лучшем случае, рассматривался людьми как «Б-г над богами», многие же попросту забыли о существовании Все-вышнего и не признавали не только Его владычества над миром, но и самого Его существования.
Отец Аврома — Терах — занимался изготовлением и продажей идолов. Таков был его бизнес и нельзя сказать, что подобный бизнес в те времена был самым неприбыльным. Маленький Авром очень рано начал догадываться о том, что поклонение идолам, к которому был причастен его отец, не есть вещь правильная. Размышляя о существовании мира, пытаясь понять, существует ли в нем верховная правящая всем сила, он пришел к выводу о неизбежном существовании единого и единственного, в своем роде, Нечто, — силы, поднятой надо всем сущим до такой степени, что никто и ничто не способно повлиять на нее. Она же беспрерывно влияющая, организующая общее существование мира и действующая в нем, проявляясь через частные владычествующие в мире силы, — вне зависимости от того, как называется, единственная достойна поклонения и служения.
По истечении некоторого времени Авром ощутил необходимость передать осмысленное самим — другим людям. Первым, с кого решил начать Авром, был его папа. Впрочем, по естественным причинам, Терах не принял (а может быть, не захотел принять, как мы убедимся из завершения истории) слова своего сына всерьез. Заверив его в том, что идолы, на самом деле, являются хозяевами мира и единственной по-настоящему действенной в нем силой, Терах отправился на рынок.
Тем временем, Авром, захватив с собой тарелку с кашей, отправился в сарай, где хранилась большая часть изготовленной отцом «продукции», взял молоток и привел в негодность всех идолов, кроме одного, самого крупного. Перед большим идолом Авром поставил тарелку с кашей, которой вымазал идолово лицо.
Когда отец вернулся с рынка и увидел, что произошло, он помчался в дом и стал последними словами ругать сына.
«Но это не я, отец, — заявил Авром, — ты же сказал, что идолы — это самое могущественное в мире. Я решил служить им, принес поесть. Они стали драться из-за каши, самый большой победил остальных и захватил желанную добычу».
«Что ты городишь глупости! — вскричал Терах. — Они не умеют не то что драться, — ни ходить, ни разговаривать — они не умеют вообще ничего!».
«Это как раз то, что я хотел тебе объяснить, когда говорил с тобой утром», — заметил Авром.
Однако Терах был очень расстроен. Можно его понять: бизнес находился в состоянии краха. Терах не нашел ничего лучше, чем, в качестве наказания, отдать сына в лапы царю Нимроду.
Кроме того, что Нимрод поощрял идолопоклонство, он провозгласил самого себя богом и требовал поклонения себе. В свое время Царь хитростью сумел захватить одежды первого человека — Адама, изготовленные для него Все-вышним в завершение истории с плодами дерева добра и зла, и поэтому обладал чудесной властью над животными и умел разговаривать с ними. Это позволяло ему без зазрения совести утверждать свое б-жественное происхождение. Явившись пред очи Нимрода, Авром не захотел поклониться ему и был приговорен к сожжению в печи. Впрочем, мальчик был готов принять любой приговор. Ради того, чтобы не поклониться идолу, он был готов и на смерть.
В назначенный день приговор должен был быть приведен в исполнение. Печь, в которой собирались сжечь Аврома, представляла из себя подобие комнатки, достаточно высокой, чтобы в нее мог войти человек. Авром был брошен внутрь печи. Температура в ней была достаточна для того, чтобы он сгорел моментально. Однако Авром не сгорел, а на глазах у удивленной публики и стражников начал расхаживать внутри печи.
Некоторое время понаблюдав за этим представлением, стражники вызвали на место происшествия самого Нимрода. Царь был потрясен, но решил, на всякий случай, подождать трое суток, — может быть, бунтовщик все же сгорит? Когда, через трое суток, в положении Аврома не произошло изменений, он был извлечен из печи, и царь Нимрод с почестями, одарив подарками, отправил его домой.
*   *   *
На первый взгляд, эта история, во всяком случае, достойна, чтобы быть описанной в Торе. Рассказ же об испытаниях Авроом-овийну начинается с событий, произошедших много позже, когда Авроому было более семидесяти лет. Об этом испытании рассказывается в первых словах нашей недельной главы. Все-вышний приказал Авроому: «Лех-лехо, меарцехо умимейладтехо умибейс овихо эл оорец ашер ареко!» — «Выйди из земли твоей, с родины своей, из дома отца твоего, в Землю, которую Я укажу тебе!»
На первый взгляд, это невозможно даже сравнить с испытанием, которое маленький Авром испытал в Ур-Касдиме. На пороге старости ему было предложено оставить обжитое место для того, чтобы отправиться «туда не знаю куда» (мудрецы подчеркивают, что Все-вышний не указал Авроом-овийну место назначения его будущего путешествия для того, чтобы еще более увеличить заслугу Авроома). «Разве это испытание?!» — спросим мы. Действительно, трудно бывает оставить место, которое обживал долгие годы, многие тяготы кроет в себе дорога. Однако если в детстве Авроом-овийну, которому еще никогда не раскрывался Все-вышний, за веру в Него был готов принести в жертву жизнь, не мелким ли выглядит для него подобное испытание?!! Покинуть «землю свою, родину свою, дом отца своего» и отправитьсяпо слову Всевышнего в неизведанную, но, без сомнения, раз это приказывает сам Все-вышний, прекрасную землю?
*   *   *
Однако, по некоторой причине, Писание находит нужным начать рассказ о первом из наших праотцов именно с этих событий. В Торе мы можем найти несколько ответов на вопрос о том, почему это так. В продолжение рассылки Вы сможете познакомиться с тем, как Ребе отвечает на него, привлекая к объяснению сокровищницу внутренней Торы, в частности, таким образом, как она раскрывается в Торе хасидизма.
(Заранее хочется предупредить о том, что данная беседа, при всем желании адаптировать ее для неподготовленного читателя, местами может показаться непонятной. Я надеюсь, что в ходе дальнейших занятий сложности восприятия, связанные с недостаточным знанием аппарата понятий внутренней Торы, отпадут, и, будучи прочитан заново позднее, этот текст станет понятен в более полной мере. Пока же, почему не попробовать так? 🙂

— 1 —
Десять испытаний пережил Авроом-овийну. Одним из первых и, может быть, самых больших испытаний — произошедшее в Ур-Касдиме. Однако на это событие лишь намекается в Торе, не рассказывается о нем прямым текстом. Первое из испытаний, о котором напрямую упоминает Тора — описываемое стихом, открывающим недельную главу «Лех-Лехо» — «…лех-лехо меарцехо у ми мейлад’техо умибейс овихо… (…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…)».
[Причиной и] объяснением этого является то, что эти слова ([с которыми Все-вышний обратился к Авроому]): «…лех-лехо меарцехо… и т.д.» имеют отношение к Служениюкаждого человека, как «сверху вниз», так и «снизу вверх», а также и к самому по себе Служению «снизу».
— 2 —
Вкратце на этот счет можно сказать следующее:
В спускании души в материальное тело мы можем выделить два противоположных аспекта:
а) «Вынужденно ты жив» [«Овейс» 4:22] — вынужденность.
Душа перед «спусканием» в тело располагается в своем источнике — под «престолом славы [Все-вышнего]», и это говорится применительно к нижним аспектам души. Еще выше находятся ее аспекты, про которые [в утренних благословлениях] сказано: «чиста она». Существуют уровни души еще выше названных.
Масштаб спускания, постигающего душу при одевании в материальное тело (в особенности, если учесть упоминаемое в одной из бесед предыдущим ребе: перед спусканием души в материальный мир ей показывают райский сад и ад для того, чтобы знала, что ее ожидает), — влечет за собой то, что приход души вниз происходит насильно, и, как сказали Мудрецы Мишны: «Вынужденно ты жив».
б) С другой стороны, несмотря на величину спускания, происходящего c душой, именно благодаря ему душа достигает высочайшего уровня, — еще более высокого, чем тот, на котором она находилась до спускания. Так Тора хасидизма оценивает этот процесс как «ерида цейрех алия» — «спускание ради поднятия».
[Все-вышний, говорит Тора, не только добр и благ, но Сам, в своей Cущности, является благом и источником любого добра, совершает по отношению к созданному Им миру только действия, которые, в конечном итоге, ведут к добру. Злом же те или иные события, действия Все-вышнего, могут являться только в оценке творений , которые, по своей ограниченности или из-за сокрытия б-жественности в мире, временно не могут воспринять добро, заложенное в этих событиях. Само же происходящее, по определению, не может представлять из себя абсолютного зла: «Все-вышний попусту не делает неприятностей своим творениям». Немного другими словами: если добро, которого желает Все-вышний, можно передать творению напрямую, творение является сосудом, способным это добро воспринять, Все-вышний делает это. Однако мир, на данный момент не являющийся совершенным, часто неспособен принять раскрытия б-жественности, добро, которое Все-вышний готов дать ему. Бывают случаи, когда переход с одного уровня на более высокий — неизбежно должен быть связан с «падением» — временным спусканием, единственным намерением которого является поднятие.
Можно сравнить это с ситуацией, часто возникающей в процессе строительства.
Когда человек хочет воздвигнуть на месте сарая великолепный дворец, у него нет иного выхода, кроме как снести сарай, что может выглядеть как акт разрушения, но не строительства. На деле же, снос сарая не только не является, в данном случае, разрушением, но, более того, представляет из себя часть строительства, один из его существенных этапов. Подобно этому, спускание души в материальный мир — не что иное, как один из важных этапов ее поднятия («спускание ради поднятия»)].
— 3 —
На эти два аспекта намекается в стихе, который открывает собой недельную главу: «Уйди из земли твоей, с родины своей, из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе».
[Внутренняя Тора дает нам объяснение каждого слова этого стиха так, как он описывает внутренние закономерности событий, происходящих с б-жественной душой еврея, во время ее спускания в материальность мира и одевания в тело].
— «ме арцехо (из земли твоей)» — душа в том виде, в котором проявляется на уровне «Роцейн оэльейн (высшей Воли)», Воли Все-вышнего (что описывает еще более высокие аспекты души, нежели те, о которых говорится во второй главе книги «Танья», где сказано, что душа происходит из Мудрости Все-вышнего, находящейся в абсолютном единстве с Ним Самим, поскольку Воля выше, чем Мудрость. Это же соответствует тому, что говорится в последующих главах «Таньи» (например, в 32 главе), что «все (евреи) годны и Отец один для всех». «Все годны» — с точки зрения Воли Все-вышнего, «Отец один у всех» — с точки зрения того, как все души происходят из аспекта «хохмо (мудрости)» (слово «ов» — «отец», как известно из тайной Торы, всегда намекает на аспект «хохмо»).
— «у ми мейлад’техо умибейс овихо (с родины твоей, из дома отца твоего)» — эти слова намекают на аспекты души, раскрывающиеся в сфирейс «хохмо» и «бино» (б-жественных качествах «мудрость» и «понимание»).
«Рождение» души происходит от «ов воэйм (отца и матери)», где «хохмо» — отец, а «бино» — мать.
— «Мейлад’техо (родина твоя)» — то, каким образом душа проявляется в сфире «хохмо»;
— «бейс овихо (дом отца твоего)» — то, как она раскрывается в аспекте «бино». Поскольку «ов (отец)», как было сказано выше, намекает на «хохмо», — «дом отца» — «бейс ов» — сосуд для «отца» — «бино».
Или:
— «мейладетехо» — место рождения твоего — порождающие — «хохмо» и «бино»;
— «бейс овихо» — дом отца твоего — душа, как она проявлена в аспекте «малхус (царство)».
Подобные рассуждения можно провести и для аспектов души, ниже упомянутых:
— «ме арцехо, ми мейлад’техо умибейс овихо (из земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего)» — «бино», «зер анпин» (эмоциональные качества) и «нуква» (аспект осуществления идеи — «малхус»).
Говоря о порядке спускания души через миры:
— «меарцехо (из земли твоей)» — душа как она существует выше мира Ацилус [«арцехо (земля)» — происходит от слова «роцейн (воля)». Воля Все-вышнего соответствует аспектам Б-жественности, «предшествующим» творению миров, которое было осуществлено вследствие Воли)].
— «Мейладтехо (родина твоя)» — душа в мире Ацилус, то, как она спускается через мир Ацилус [(наиболее высокий из миров — мир б-жественной эманации)]. Мир Ацилус называется родиной души, поскольку корень всех душ наличествует в этом мире, точнее, — в сфире «хохмо» — высшей из б-жественных сфирот мира Ацилус.
— «Бейс овихо (дом отца твоего)» — как душа находится в мире Брия [(следующем за Ацилус «мире Разума»)], в этом мире светит сфира «бино», и «малхус» Ацилуса становится [сфирой] «кесер» мира Брия.
И вот говорят душе: «Выйди из земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего!» Приказывают ей спуститься из ее корня и источника через все вышеупомянутые ступени, покуда она не достигнет уровня: «…эл оорец ашер ареко (в Землю, которую Я укажу тебе)», — пока не оденется в материальное тело, благодаря чему именно, благодаря Служению Все-вышнему через материальное тело в материальном мире, достигнет наивысшего поднятия.
Как мы говорим, произнося утренние благословения: «Душа, которую Ты дал мне, чиста она… и Ты хранишь ее внутри меня».
— «т’ейро и (чиста она)» — душа, как она раскрывается в мире Ацилус.
— А еще, выше того — то, как душа описывается словами «шеносато би (вложил ее в меня)».
— Несмотря на это, душа спускается вниз в «боросо (сотворил ты ее)» — мир Брия,
— «ецарто (сделал Ты ее)» — мир Ецира,
— вплоть до «н’фахто би (вдохнул Ты ее в меня)», в меня — в материальное тело.
И, именно через «н’фахто би (вдохнул Ты ее в меня)», достигает душа
— «ве ато мешамро бекирби (и хранишь Ты ее внутри меня)», что выше, в том числе, и «т’ейро и (чиста она)» и того, о чем сказано «шеносато би (вложил ее в меня)», поскольку хранящий более силен, чем тот, кого охраняет.
И это то, о чем говорится «…эл оорец ашер ареко» — «в Землю, которую Я укажу тебе»:
— Я — Сущность Бесконечного, хочет показать тебе, что именно там — внизу [и более нигде] можно достичь самОй сущности Благословенного. Как написано в четвертой главе «Таньи»: «…мысль не постигает Его никаким другим образом, кроме как когда Он одевается в Тору и ее заповеди», которые «не на небесах они», а в этом материальном мире.
— 4 —
После того как душа проходит весь порядок своего спускания, начиная от «уйди из земли своей» сверху вниз, спускается через все высокие ступени и одевается в материальное тело, она получает силы для осуществления второго аспекта, также заключенного в стихе «уйди себе, из земли твоей … в Землю, которую Я укажу тебе».
Объяснение, которое в первом пункте беседы мы назвали объяснением «снизу вверх»:
«Ейцер оро (дурное начало, заложенное в человека» — первым получает [право на действие,] право «выказывать претензии». Он является к человеку с того момента, как тот оставил утробу матери, и особые силы необходимо изыскать для того, чтобы одолеть «Ейцер оро».
И вот, когда душа спускается вниз, даются ей силы для того, чтобы выйти
— из «арцехо (земли твоей)» — из воли, желаний животной души;
— из «мейлад’техо (с родины твоей)» — из того, что подсказывает материальный разум, того, куда толкают материальные и эмоциональные качества;
— и из «бейс овихо (дома отца твоего)» — привычек и наклонностей, приобретаемых человеком в результате воспитания, [например, в родительском доме], к сожалению, не всегда правильного.
Человеку даются силы на то, чтобы выйти из этого и пойти
— «элоорец ашер ареко (в землю, которую Я укажу тебе) — синагогу, ешиву, туда куда хочет [(эрец — и здесь намекает на «роцейн» — желание, волю)] б-жественная душа. И это приводит к уничтожению желаний человека, имеющих источником его животную душу, к отказу от диктуемого ему животным разумом, эмоциональными качествами животной души и его природными наклонностями.
— 5 —
После того, как душа осуществила все это в практическом служении, вышла «из земли своей, с родины своей и из дома отца своего» — животной души, требуется от нее Служение еще более высокое: выйти «из земли своей, с родины своей и из дома отца своего» также и души б-жественной.
— «Из земли своей» — желаний б-жественной души;
— «с родины своей» — из мудрости б-жественной души;
— «из дома отца своего» — из размышлений, даже тех, которые представляют из себя святость;
— «в землю, которую Я укажу тебе» — достичь того, что выше логики, выше рассудочного понимания, прийти к естественному видению мудрости — «пнимиус або (внутренних аспектов «отца» — мудрости)», которые выше разума и даже разума, раскрытого в аспекте хохмо.
Рав Шмуэль Соминский

Добавить комментарий

Кимха де-Писха!

Кимха де-Писха!

С Вашей помощью уже собрано 85% от … Читать далее Кимха де-Писха!

Праздник света в детском саду Радуга

Праздник света в детском саду Радуга

Яркое содержательное ханукальное представление стало безусловным подтверждением … Читать далее Праздник света в детском саду Радуга

Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Дом ученых и Александр Бахмуцкий...

  Одной из достопримечательностей научно-просветительской жизни г. … Читать далее Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Осенние праздники 5779!

Осенние праздники 5779!

Директор Центра раввин Шауль Давид Бурштейн отметил: … Читать далее Осенние праздники 5779!





Manta