ТЕЛЕФОН 077-7010356 Главный офис Центра Хабад Хайфа: ул. ГЕРЦЕЛЬ 56, Хайфа

Хасидская история. Старший сын

Ох, сколько раз это происходило в жизни: отец отсылает сыновей из дома — изведать мир, узнать себя, отыскать, где водится счастье…

Что же делать, придется рассказать об этом еще раз. Лет двести назад жил в Германии богатый еврей, и было у него четверо сыновей, один другого лучше. Тора им давалась легко, учеба шла так быстро, что скоро трудно стало найти поблизости человека, который мог бы рассказать им что-то новое. Однажды отец собрал братьев вместе и поставил им такое условие:

— Я дам каждому из вас большую сумму денег и отпущу из дома. Езжайте куда хотите, учитесь у кого хотите, а если встретится вам достойная девушка, то и жениться можете не спрашивая моего совета. Прошу лишь об одном: через пять лет соберитесь снова в родной дом. Я хочу взглянуть, что вышло из каждого…

Странные отцы бывают на свете. Но яблоко от яблони недалеко падает, сыновьям его совет пришелся по душе. Они разлетелись по свету, как стрелы из лука…

Самый старший, по имени Ехиэль, оказался в Польше. Тропинки судьбы привели его в городок Меджибуж. Там в глинобитном домике жил человек, которого одни считали неучем, другие чародеем, а третьи становились его учениками. Это был рабби Исроэль Баал-Шем-Тов. Поскольку Ехиэль был из Германии, то другие ученики стали называть его Дайчель — «немец». С этим прозвищем он и взошел под хупу, став мужем дочери Бешта. Между тем минуло пять лет, и пришла пора выполнять отцовское условие.

Отправляясь в дорогу, Дайчель попросил у Бешта благословения, чтобы успеть вернуться до Рош-Ашана и провести вместе с учителем осенние праздники. Бешт промолчал. Зять завел об этом речь снова, но Бешт ничего не ответил. После третьей попытки Дайчель понял, что скорее всего на Новый год ему суждено быть совсем в другом месте. На всякий случай он взял с собой шофар — бараний рог, в который положено трубить в Новый год.

Все вышло, как хотел отец. Четверо братьев собрались вместе. Отец устроил в их честь ученый пир. Собрались лучшие люди города, мудрецы Талмуда, знающие толк в рассуждениях глубоких и изящных, которые способны перевернуть мир, а потом снова поставить его на ноги.

После омовения рук, после того, как преломили хлеб, отец попросил Ехиэля, своего старшего сына, сказать перед гостями слово Торы. Но сын ответил, что не знает ничего такого уж особенного, чтобы держать слово перед ученым собранием.

Делать нечего: отец обернулся к другому сыну. Тот встал и говорил красиво, долго и хорошо. Затем поднялся третий брат, потом четвертый. Дайчель между тем ел и пил, как будто у еврея нет другой радости на свете. В конце концов, отец позвал его в отдельную комнату и сказал с родительским гневом:

— Я вижу, ты не только забыл про Тору, но и сделался обжорой…

Дайчелю стало жалко старика. Он задумался, потом ответил:

— Нет, я все-таки научился чему-то… Созови завтра такое же собрание…

Отец исполнил его просьбу. Дайчель снова занялся едой и питьем, но когда кто-то из братьев стал держать речь, старший сын встал и провел ладонью перед его лицом. Брат запнулся, замолчал и вдруг стал рассказывать о своих плохих поступках. Это длилось несколько минут, потом тот застыл, не понимая, что с ним происходит. Так же поступил Дайчель с остальными братьями — вместо красивых речей внезапное раскаяние. Потом старший сын объяснил, что это и есть путь хасида: неважно, что ты говоришь, неважно, кем представляешься, важно, что скрыто в тайниках твоей души…

Настало время возвращаться обратно. Дайчель простился с родными и сел на корабль. Стоило оказаться в открытом море, как разаразилась буря. Ветер гнал суденышко в чужие края, в неведомые земли. Когда, наконец, вдали показался берег, был канун Рош-Ашана.

Что это было за место? Индия, Аравия? Мы не знаем. Главное то, что евреев здесь никогда не видали. Дайчель нашел себе пристанище в домике недалеко от моря и стал готовиться к празднику, похожему на суд, потому что в этот день Всевышний решает судьбу каждого, кто живет на земле. Он принял микву, окунувшись с головой в морские волны, и стал молиться со слезами и плачем, как было принято среди учеников Бешта.

Люди останавливались и смотрели с удивлением, потому что ничего подобного они не видели до сих пор. Их удивление усилилось, когда наутро они услышали, как он трубит в шофар. Не рожок пастуха, не трубы музыкантов. Щемящий звук, от которого стискивает горло…

Проезжал мимо владыка тех земель. Увидев толпу, которая собралась рядом с жилищем Дайчеля, он остановился и спросил, в чем дело. Ему рассказали, как странно ведет себя незнакомец, который вчера сошел с корабля на берег: плачет, кричит и трубит в рог. Правитель был человек ученый и умный. Он сказал:

-Это не сумашедший. У него такая вера и такая служба. Запрещаю обижать его и причинять ему вред. Я хочу, чтобы он пришел ко мне во дворец.

Рош-Ашана длится два дня. Когда праздник закончился, Дайчель отправился к царю. Каждый из них знал много языков, и вот нашелся один, который понимали оба. Гость объяснил правителю, кто такие евреи, какая у них вера и почему они рассеяны по всей земле.

Царь сказал:

— Скажи, не мог бы ты привезти сюда триста евреев? Я хочу чтобы они жили в моей стране, потому что мне очень понравились твои слова и твоя молитва…

Дайчель подумал и ответил так:

— Господин мой царь! По двум причинам нельзя выполнить твою просьбу. Во-первых, у меня нет власти и права приказать людям сняться с места и отправиться за тридевять земель. И еще. Если Всевышнему будет угодно, чтобы евреи оказались здесь, Он все равно приведет их сюда -даже насильно, в железных оковах…

Эти слова тоже понравились царю. Он отпустил гостя с миром. Дайчель сел на корабль и отправился в родные места. Прошло какое-то время, и он ступил на знакомый порог сказать шалом своему тестю. Бешт тепло приветствовал его, а потом сказал:

— В нашем мире рассеяны искры Б-жественного света, которые нужно собрать и поднять. Евреи занимаются именно этим, иногда с радостью, а иногда и в горе. Знай, что если бы ты не оказался в той стране и не поднял искры своей молитвой, то евреев привели бы туда в железных оковах, чтобы выполнить ту же работу…

Дайчель вспомнил свой ответ царю. А Бешт добавил:

— А теперь им нечего там делать. Евреи окажутся в той стране, только когда придет Машиах и освободит мир от зла…

Добавить комментарий

Кимха де-Писха!

Кимха де-Писха!

С Вашей помощью уже собрано 85% от … Читать далее Кимха де-Писха!

Праздник света в детском саду Радуга

Праздник света в детском саду Радуга

Яркое содержательное ханукальное представление стало безусловным подтверждением … Читать далее Праздник света в детском саду Радуга

Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Дом ученых и Александр Бахмуцкий...

  Одной из достопримечательностей научно-просветительской жизни г. … Читать далее Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Осенние праздники 5779!

Осенние праздники 5779!

Директор Центра раввин Шауль Давид Бурштейн отметил: … Читать далее Осенние праздники 5779!





Manta