ТЕЛЕФОН 077-7010356 Главный офис Центра Хабад Хайфа: ул. ГЕРЦЕЛЬ 56, Хайфа

Недельная глава «Брейшис». Беседа первая.

(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе произнесенной в Субботу недельной главы «Брейшис», 5711 (1950) года).
— 1 —
Суббота [недельной главы] «Брейшис» является продолжением праздников месяца Тишрей, в целом, и Шмини-Ацерес и Симхас-Тейро, в особенности.

По этой причине ребе [здесь: предыдущий ребе] пишет в своем письме, [датированном] завтрашним после Йом-Кипур днем, напечатанном в «Кунтрес Суккейс», что в Шабос [недельной главы] «Брейшис» [должно произойти] «подобие дополнения и прибавления ‘света, который благ’ к минувшим дням радости».
В этом своем письме ребе отмечает две идеи: дополнение и прибавление. Разница между дополнением и прибавлением понятна по простому смыслу [этих слов]:
— «Дополнение» [направлено на то, чтобы] дополнить недостающее до этого; — а «прибавление»: несмотря на то, что человек [полностью] выполнил то, что было возложено на него, на нем лежит обязанность прибавить к этому.
В этом заключается смысл слов ребе «подобно дополнению и прибавлению»:
1) Если недовыполнено все то, что надлежало сделать в течение месяца Тишрей, это возможно дополнить в Шабос [недельной главы] «Брейшис». 2) Также если [полностью] выполнено все, что надлежало сделать в [течение] месяца Тишрей, человек не должен думать, что теперешняя его задача [заключается лишь в том], чтобы дожидаться получения награды. Ему следует прибавить еще [более в том, что было начато в течение праздников месяца Тишрей].
— 2 —
Ребе не ограничивается этим, но дает дополнительное объяснение: «…добавление СВЕТА…»: прибавление, требующееся [на этот момент,] — свет.
Несмотря на то, что [уже] были осуществлены [виды] Служения, [требовавшиеся] в Рейш о-Шоно — «принятие ига». [Позади] Служение Йом-Кипур — Тшуво [раскаяние]. [Уже миновали] четыре дня, разделявшие Йом-Кипур и Суккейс, в течение которых [евреи] занимались осуществлением заповедей, по причине чего [только] первый день Суккейс — первый день для отчета грехов. [Уже прошел праздник] Суккейс — время радости нашей, Шмини-Ацерес и Симхас-Тейро, про которые сказано: «Будут только тебе, а не чужим вместе с тобой», — а по этой причине ребе, нишмосей эйден [отец предыдущего ребе, ребе Рашаб] говорит, что во время Симхас-Тейро отсутствует идея суда. И несмотря на это, существует возможность, есть место для прибавления света.
Тип [этого] света, добавляет ребе […], должен быть: «свет который благ». «Свет который благ» сказано [в Торе] про свет, созданный в первый день [Творения]. Святой, благословен Он, был тогда один в мире, по причине чего этот день [- первый день Творения -] называется «деньодин», [а не «день первый»].
— 3 —
В отношении этого света говорится в Геморе, что он «захоронен» для праведников на будущие времена, [то есть на времена Мошиаха]. Сказал Баал-Шем-Тов: «А где [Все-вышний] захоронил его? В Торе». То есть, также сегодня можно, при помощи Торы, достичь света «будущего времени».
Причина этого — того, что и сегодня можно достичь света «будущего времени», заключается в том, что «еврейский народ и Тора, и Святой, благословен Он, — все одно». Подобно тому, как для Все-вышнего прошлое, настоящее и будущее — едины, так и Тора, в которой уже сегодня «захоронено» будущее. И также в отношении праведников, в [существовании] которых аспект «все одно» со Все-вышним находится в раскрытии, — для них не существует ограничений времени, и также сейчас они обладают светом будущего.
— 4 —
В соответствии с вышесказанным, получит свое объяснение рассказ о зяте БеШТа, рабби Гершоне из Кутова, который написал БеШТу, что случай, о котором писал ему [БеШТ], действительно произошел, однако намного позднее времени [написания пресловутого] письма [БеШТа].
Смысл этого объясняется в [Торе] Хасидизма: в мире более высоком время является совокупным. БеШТ находился тогда в мире Ециро, пятнадцать лет в котором проходят одномоментно. По этой причине он заранее видел, что произойдет впоследствии. Однако, на первый взгляд, непонятно: ведь в соответствии с этим БеШТ должен был написать своему зятю, что [упомянутый] случай [должен] произойти в более позднее время.
Объяснение этому заключается в том, что праведники не представляют из себя существования самого по себе. Все их существование — Б-жественность. Это также объясняется в Торе Хасидизма в целом, и в частности, в «Майморим» предыдущего ребе, [в качестве] объяснения высказывания [книги] «Зеар»: «Кто лицо Господина Все-вышнего? — […] Рашби [раби Шим’он бар Йохаи]».
На первый взгляд, как можно сказать «[…] лицо Господина Все-вышнего» о сотворенном [существе]. Но Рашби был полностью «аннулирован» по отношению к Б-жественности и не представлял из себя существования самого по себе, и по этой причине про него можно сказать «Кто лицо Господина Все-вышнего…»
И подобно тому, как это относится, как бы, ко Святому, благословен Он, также и в праведниках почиет прошлое, настоящее и будущее как одно [целое]. Поэтому [в своем письме] зятю БеШТ не отметил, что [упомянутое] происшествие случится в более поздний срок, поскольку на его уровне оно уже свершилось на тот момент.
— 5 —
Поэтому также сегодня посредством Торы существует возможность достигнуть «света захороненного на будущее», поскольку цадиким, — с помощью внутренней Торы, посредством которой именно ([а она называется:] «‘древо жизни’, которое выше раскрытой Торы…») возможно [осуществление] идеи праведника на истинном уровне («[праведника] основы мира», который выше [сфиры] «малхус»), — [достигают состояния, на котором] для них не существует ограничений времени.
И это — простой смысл высказывания: «…захоронил его для праведников на будущие времена»: за счет «захоронил его», то есть посредством внутренней Торы [скрытой, спрятанной, захороненной под внешними уровнями смыслов Торы], возможно существование праведников, как идеи, — а за счет этого достижим свет будущего.
— 6 —
На каждую из идей, [что мы учим во внутренней Торе,] намекается в Торе раскрытой.
Намеком на вышесказанное в раскрытой [Торе] является закон: «Каждый, кто собирается стричь [т.е. собирать плоды финиковой пальмы] — подобен [уже] постригшему», в том случае, если у него [вообще] есть пальма. То есть, если в самом [человеке] нет ничего недостающего из того, что существенно [для достижения некоторой идеи, совершения некоторого поступка], то это как будто бы уже осуществлено. То, что [до фактического осуществления] недостает времени, не делает действие не свершившимся.
Более раскрытый намек на […][упомянутые идеи] [мы находим] в высказывании Геморы: «Троим Святой, благословен Он, дал попробовать в этом мире [вкуса] будущего мира», — и Гемора перечисляет [наших] праотцов. Но ведь написано в [книге] «Тоно Двей Эльогу Рабо», что каждый еврей имеет право сказать: «Когда же деяния мои достигнут деяний отцов моих Авроома, Ицхока и Яаакова?!». Это значит, что каждый имеет возможность достигнуть этого.
Также, если ты скажешь, что книга «Тоно Двей Эльогу» не является книгой законодательных решений, есть в Геморе [место, где приводится] благословение раби Ами: «Мир твой увидишь в жизни твоей». Это законодательное решение, выносимое Вавилонским Талмудом, в отношении того, что «Мир твой» — раскрытия будущего времени — ты увидишь при жизни своей.
— 7 —
В этом [заключается] смысл слов ребе в письме, [датированном] завтрашним после Йом-аКипурим днем: «…подобно прибавлению и дополнению ‘света который благ’ в Субботу [недельной главы] ‘Брейшис’, идущей к нам на благо»:
В Субботу [недельной главы] «Брейшис», идущей к нам на благо, существует возможность достичь «света который благ» — света, сотворенного в первый день [Творения], он же — свет будущего.
Данное письмо относится к 5689 [1928] году, но это ничего не меняет. Более того, это подобно старому вину, [соответствующему во внутренней Торе] пониманию и объяснению, которое, чем более старится, [- тем лучше, становясь] — знанием старца — того, кто приобрел мудрость [старец — зокен — зе шеконо хохмо]. Ему [вину] хорошо от того, [что оно состарилось].
То есть в Субботу [недельной главы «Брейшис»] возможно достичь света, светившего в первый день [Творения] — день, когда Святой, благословен Он, был один в мире Его, ведь также ангелы были сотворены позже, и также Небеса и Земля, которые были сотворены в первый день, существовали тогда образом более высоким, [нежели сегодня,] — [их существование было таким], что не было возможности утверждать, что существуют, как бы, два правления: [правление сверху и правление снизу]. Потому светил тогда свет будущего, и свет этот, пишет ребе, можно привлечь в Субботу [недельной главы «Брейшис»], идущей к нам на благо.
— 8 —
В случае, когда человек хочет достичь определенного места как можно быстрее, он отправляется поездом. В большинстве случаев [маршрут] поездки не лежит напрямую до места, которого следует достичь. В середине пути поезд останавливается для того, чтобы на него взошли дополнительные пассажиры, — для того, чтобы и они присоединились к пассажирам, находящимся уже в середине пути. Или же причиной [является то], что не каждый может выдержать скорость поездки.
В целом, существует два типа поездов: скорый поезд, который едет быстро и напрямую [движется в сторону] места назначения, и обычный поезд, совершающий остановки в середине пути, для того, чтобы на него взошли дополнительные пассажиры. Все, что существует в мире, существует в материальности потому, что существует на духовном уровне. Идея, [соответствующая чему-либо] на духовном уровне, является корнем и источником для вещи, [какой она представляется] в материальности. Так же в отношении вышесказанной идеи.
— 9 —
Идея вышесказанного на духовном уровне: есть аспект «беИта [в пору ее]». [Как известно, существуют два альтернативных варианта прихода Освобождения: так называемый «беИта» — «в срок его», — освобождение, которое должно прийти в срок, назначенный Все-вышним с шести дней творения] и аспект «ахишину [потороплю его]», [то есть, вариант наступления Освобождения, при котором срок его приближается за счет действий евреев].
То, что сказал Яааков Эйсаву: что, со своей стороны, он уже готов идти к горе Сеир [т.е. готов к Освобождению], но по причине [наличия у него] мелкого и крупного скота, то есть по причине тех, кто не способен быстро идти, «будут заставлять их бежать один день и умрут…» — вынужденным образом [также он должен] идти [следуя] порядку «беИта».
— 10 —
Порядок поездки на поезде таков:
Перед поездкой по громкоговорителю дают гудок для того, чтобы напомнить тем, кто занимается своими вещами, или тем, кто вовсе забыл, что ему надлежит отправляться, о том, что поезд уже близок к отправлению. Так дают гудок раз, два и три, и когда это не помогает, [поезд] слегка трогается с места, для того, чтобы убедить [стоящих на перроне] в том, что [гудок давался] всерьез. И только после этого [поезд] начинает двигаться быстро.
Высказанная идея на духовном уровне:
В месяце Элул [человека] побуждают к Тшуве. На самом деле, человек должен находиться в Тшуве все его дни, но в месяце Элул трубят [в шофар] и побуждают[его] к Тшуве, поскольку «затрубят в шофар в городе, и народ не затрепещет?». Дают человеку промежуток времени из сорока дней для [совершения] Тшувы. А если нет, тогда, подобно тому, как это было в [городе] Нинвей: если вернулся в Тшуве — хорошо, если нет — кто знает, что будет? (в стихе объясняется детально, что будет). В частности дают ему двенадцать дней: с восемнадцатого Элула по Рейш-оШоно, в течение которых он должен исправить все двенадцать прошедших месяцев года, день за месяц, как подробно описывается в беседе от восемнадцатого Элула от 5703 года. После месяца Элул наступает Рейш-оШоно, в течение которого [его] снова побуждают к Тшуве [трублением в шофар].
— 11 —
В месяце Элул трубление в шофар состоит из десяти звуков. Необходимо сказать, что они соответствуют десяти силам души. В Рейш-оШоно трубление [состоит] из ста звуков, для того, чтобы пробудить десять сил души в том виде, в котором каждая из них состоит из десяти. [Каждая из сил души содержит внутри себя «полный парцуф» — десять сил души]. В Рейш-оШоно необходимо побеспокоиться обо всем, как написано в отношении «никуд лехаим» и подобного этому.
Если бы трубление [в Рейш-оШоно включало в себя] только десять звуков, человек мог бы ошибиться и исправить десять сил своей души лишь общим образом, или десять частных сил своей души, то есть, одну из сил, в том виде, в каком она составлена из десяти. Другие девять сил остались бы неисправленными. Посему трубление [включает именно] сто звуков, в соответствии с десятью силами, каждая из которых составлена из всех остальных сил.
Это также [составляет] значение стиха: «Вы стоите сегодня, все вы: главы ваши колен ваших, старейшины ваши…» Стих перечисляет здесь десять уровней, каждый уровень [из которых] составлен из десяти уровней [частных]. То есть, возможно было бы ошибиться и взять десять частностей лишь с одного уровня, то есть, [например,] десять частностей, [относящихся] лишь к «главам вашим», а «дровосека» оставить [неисправленным]. Потому совершают сто трублений.
— 12 —
После Рейш-оШоно приходит Йом-аКипурим, в который привлекается, в соответствии со словами ребе, «макиф [свет окружающий]» Тшувы и прощения.
На первый взгляд, не ясно: ведь это не похоже на идею «макифим», которую он [предыдущий ребе] перечисляет перед этим — «макиф», [относящийся] к страху, любви и радости. Идея «макифа» Тшувы понятна, однако, [как понимать] «макиф мхило веслихо» [«макиф» прощения], который [относится] к вещам, не связанным со Служением человека. В чем же смысл того, что в Йом-аКипурим привлекается «макиф мхило веслихо»?
Истина заключается в том, что идея «мхило веслихо» [прощения] связана со Служением человека, поскольку, в то время, когда человек возвращается в Тшуве, как следует, он делается «хозяином над прощением», поскольку […] не должен просить Святого, благословен Он, чтобы Он простил его, но […] требует этого от Святого, благословен Он. Наподобие кеаним, которые говорят, [что] приводится в майморе ребе на восемнадцатое Элула: «Сделали мы то, что Ты приказал нам, сделай то, что Ты обязан сделать». Так же, за счет [совершения Тшувы,] человек делается «хозяином над прощением».
После Йом-аКипурим проходит четыре дня, отделяющие Йом-Кипур от Суккейс, в течение которых также привлекается Служение Тшувы.
Как рассказывает ребе, однажды, на исходе Йом-аКипурим, [его] отец, ребе нишмосей эйден, вошел и спросил:
— И что теперь?
Ответил ему отец его:
— Теперь, с нынешнего момента, необходимо заниматься Служением Тшувы.
— 13 —
После всех идей Тшувы, которые были перечислены выше, приходят дни праздника Суккейс, Шмини-Ацерес и Симхас-Тейро, — «время радости нашей», в течение которых Служение [заключается в] радости. И все те, кто еще не взобрались в вагон, на котором начертаны слова плача и горечи, могут забраться в вагон, на котором высечены слова радости и пляски, и присоединиться к путешествию в этом поезде.
Подобно тому, как на материальном уровне существуют вагоны для разных типов пассажиров, также для тех, кто любит плясать, прицепляют [к составу] вагон радости, — если будут плясать во имя Небес, появится и у них возможность присоединиться к поездке. Так говорит ребе: «Шмини-Ацерес по радости — та же идея, что Рейш-оШоно по горечи». И также они присоединяются, таким образом, к поездке в поезде, направляющемся ко встрече Мошиаха.
— 14 —
Великое достоинство этого поезда заключается в том, что [самой] целью творения человека является то, чтобы он находился в аспекте «меалейх [идущего, продвигающегося]».
Ангелы свыше называются «стоящими». И несмотря на то, что в любви и трепете они стоят в течение двух тысяч лет, и еще две тысячи лет и еще близко к двум тысячам лет, и это постоянное поднятие, они называются «стоящими», так как и их поднятия [подчинены] порядку и постепенности.
Также души перед нисхождением [их] вниз называются «стоящими»: «Жив Все-вышний, пред Которым я стоял». Вместе со спусканием вниз именно, и «одеванием» в [материальное] тело, когда у них появляется нужда в изнурительном труде души и в изнурительном труде плоти, называются они «идущими», поскольку поднятие [происходящее] посредством тела, [то есть, в результате взаимодействия с материальным телом и работой с ним,] — это [поднятие, не подчиненное] постепенности, и [тогда] достигают сущности Бесконечного, благословен Он, подобно тому, как объясняется в нескольких местах в Торе Хасидизма.
И это хидуш того поезда [о котором говорилось:] то, что поездка в нем — [поездка] лишенная поступенчатости, [постепенности], — [отправившись на нем, можено] перейти от «сейдер ишталшелус [поступенчатого порядка нисхождения Б-жественного света, с помощью которого творится материальный мир]» к [тому, что] выше «сейдер ишталшелус», «прилепиться к телу царя», как известно, [в отношении] цели спускания души вниз.
— 15 —
По причине силы раскрытий «Йомин Нейроим [Рейш-оШоно, Йом-аКипурим и дней разделяющих их]», и «времени радости нашей», может человек стать погруженным в раскрытия и занятым ими, и когда придет он к Служению [остальных дней] года — к аспекту «И Яааков отправился в путь свой» (посредством которой привлекается сущность), он не будет осуществлять ее как следует.
В отношении этого [и] существует идея дополнения, [упоминанием о которой начиналась беседа,] в Субботу [недельной главы] «Брейшис». Те, кто недовыполнил свое Служение в месяц Тишрей, по той причине, что они были заняты раскрытиями, или по другой причине, могут дополнить это в Субботу [недельной главы] «Брейшис».
Это побуждение [обращено] к тем, кто был занят раскрытиями, наподобие слов ребе в майморим на Рейш-оШоно: Необходимо побудить души, занятые раскрытиями, поскольку сейчас «Святой, благословен Он, отправился забавляться с праведниками в райский сад».
Это похоже на то, как человек, идущий проведать царя, пройдя некоторую часть своего пути, входит во дворец царя и, узрев внешние покои, наполняется восторгом и забывает, — на самом деле, нельзя сказать «забывает» царя, не дай Б-г, но — не приходит к царю, забывает [о том, что надо] идти дальше, поскольку истинное благо, находящееся в этом месте, находится [именно] там, [где находится сам царь].
Есть люди, которые, войдя во внешние покои, моментально [останавливаются,] наполняются восторгом и не идут дальше. А есть люди, которые стоят рядом с внутренними покоями, есть также люди, которые проходят все залы [дворца] и входят также в комнату царя, но, видя раскрытие царя, не достигают царя самого. И потому есть необходимость в дополнении и прибавлении в Субботу [недельной главы] «Брейшис».
— 16 —
«Остатки» означает — меньше половины. Несмотря на это, мы видим, что действие «остатков» может быть более, чем [действие] «основного». […] Также Шабос [недельной главы] «Брейшис» находится в аспекте «остатков» месяца Тишрей. Также, как и на материальном уровне, (все, что существует в материальном, таково, поскольку так на уровне духовном), порядок таков, что когда хозяйка дома готовит напитки и кушанья для праздника, она готовит больше, чем необходимо, из расчета на то, что если останется, тогда [съедят] это на кидуш Субботы [недельной главы] «Брейшис».
И несмотря на то, что Суббота [недельной главы] «Брейшис» относится к аспекту «остатков», в силах Субботы [недельной главы] Брейшис [произвести] воздействие больше, нежели месяц Тишрей.
— 17 —
Суббота [недельной главы] «Брейшис» не похожа на другие Субботы, даже Субботы, [в течение которых] благословляется [наступающий месяц]. В ней заложена особая идея, идея общая, как ребе говорит в его беседе от кануна праздника Суккейс. Свет и жизненность Субботы [недельной главы] «Брейшис» привлекаются на весь год. Так же говорит ребе «Цемах-Цедек»: как человек ставит самого себя в Субботу [недельной главы] «Брейшис», так проходит весь год.
То, что, на первый взгляд, это больше относится к Рейш-оШоно, Йом-Кипур и Эйшано-Рабо, а не к Субботе [недельной главы] «Брейшис», и также в [книге] «Зеар» сказано, что Эйшано-Рабо и Шмини-Ацерес [каждому из евреев] выдают приговор, после чего ничего [уже] не [происходит, — ничего уже невозможно изменить в отношении наступающего года]. Разрешит вместе со всеми остальными вопросами, [пророк Эльогу], когда придет, пусть он наконец придет, — как сказал «Цемах-Цедек» (в отношении прихода пророка Элийогу накануне святой Субботы).
— 18 —
Далее ребе пишет в письме: «Также слабый скажет ‘Богатырь я’, поскольку каждый идущий вымощенной дорогой является богатырем [за счет заключенной в нем] мощи света заслуги отцов наших, наших святых ребе». Несмотря на то, что слаб он, как пишет о нем ребе, идя вымощенной дорогой, вымощенной [и проложенной] отцами нашими, святыми ребе, он может сказать: «Богатырь я», — по причине заслуги отцов наших, святых наших ребе. Несмотря на то, что это свет, а определение света, как говорит ребе в этом Эмшехе, что, чем больше он привлекается, [тем более] он уменьшается, — несмотря на это, слабый скажет: «Богатырь я». Поскольку, [несмотря на то, что] свет уменьшается, и в дополнение к этому, он сам слаб, однако все это со стороны его самого, а со стороны света заслуги отцов наших, наших святых ребе, он — богатырь.
Рав Шмуэль Соминский

Добавить комментарий

Кимха де-Писха!

Кимха де-Писха!

С Вашей помощью уже собрано 85% от … Читать далее Кимха де-Писха!

Праздник света в детском саду Радуга

Праздник света в детском саду Радуга

Яркое содержательное ханукальное представление стало безусловным подтверждением … Читать далее Праздник света в детском саду Радуга

Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Дом ученых и Александр Бахмуцкий...

  Одной из достопримечательностей научно-просветительской жизни г. … Читать далее Дом ученых и Александр Бахмуцкий 12/02/2018

Осенние праздники 5779!

Осенние праздники 5779!

Директор Центра раввин Шауль Давид Бурштейн отметил: … Читать далее Осенние праздники 5779!





Manta