ХАНУКА. История праздника

Во времена второго Храма греческие цари пытались упразднить еврейские законы, не позволять евреям заниматься Торой и заповедями, протянули руки свои к их имуществу и их детям, вошли в Святилище и осквернили чистое, и угнетали Израиль великим притеснением, пока не смилостивился над Израилем Б-г Всемогущий и не усилились сыновья Хасмонеев первосвященников над греками и не спасли Израиль от их руки. Когда Хасмонеи вошли в святилище, то не смогли найти чистого масла для зажигания Меноры, кроме одного кувшинчика с печатью первосвященника. Масла в нем хватало не больше, чем на один день. Но случилось чудо, и масло горело в течение восьми дней [вместо одного]. В честь этого постановили мудрецы [праздновать] восемь дней Хануки с чтением «Алеля», добавлением «Ал анисим» в Шмоне-Эсре, а также все восемь дней каждую ночь зажигать свечи.
Существует закон зажигать Ханукальные свечи у выхода на улицу, чтобы входящие и выходящие видели свечи и таким образом распространялось [среди людей] знание о чуде, которое сделал Все-вышний с помощью Макавеев, но есть также и те, которые зажигают ханукальный светильник в доме. Существует обычай зажигать светильники также в синагогах, при собравшейся общине. (А при определенных условиях положено также произносить благословения).
«Ал hанисим» (За чудеса)
Отрывок, добавляемый к молитве «Шмоне-Эсре» и «Биркас амозэйн» (молитве после еды) в Хануку и Пурим, в качестве благодарения Б-гу за чудеса, которые Он нам сделал. (Варианты этой молитвы на Хануку Пурим различны).
В ГОРОДЕ СТАЛО СВЕТЛЕЕ…
В городе стало светлее. Началась Ханука.
Про Хануку? Про историю восстания Маккавеев? Про чудо меноры, горевшей восемь дней, хотя масла, залитого в ее лампадки, не могло хватить более чем на сутки? Про законы праздника? Про философию, те аспекты исторических событий, законов и обычаев, которые делают восемь дней Хануки не столько воспоминанием о давно прошедших днях, сколько уроком для нас сегодняшних?
Ханука многолика. День победы горстки людей в борьбе за собственное еврейство. Чудо, награда за стремление служить Б-гу лучше, чем позволяет мир. Менора – освятить – осветить – не только свое существование, – подарить свет Б-жественности всему миру. Каждый день – большим и большим количеством огней меноры осветить город. И потом больше и больше света нести в мир, чтобы, наконец, в нем воссиял Машиах. Всего не перескажешь.
* * *
Несмотря ни на что, Ханука в первую очередь – «праздник огней», праздник-воспоминание о чуде меноры – удивительного светильника, сияние которого некогда из Иерусалимского Храма наполняло весь мир светом б-жественного присутствия. Ее устройство подробно описывается в Торе. Сочетание многочисленных деталей настолько сложно, что Рамбам находит нужным привести в своей книге «Яд аХазака» рисунок, исключающий путаницу в восприятии описания светильника. Для наших рассуждений понадобится знать немного. Храмовая менора (вы хорошо представляете себе ее общее устройство?) состояла из основы – центрального стержня и шести боковых ветвей, поднимавшихся по три с каждой стороны и заканчивавшихся на одном уровне. Свет пламени шести плошечек с маслом, укрепленных на вершинах боковых ветвей, был направлен на огонь центральной лампадки меноры.
Храм – модель духовного устройства мира. Давайте попробуем разобраться, с чем связана упомянутая деталь устройства храмового светильника.
* * *
Еврейский народ един. Это единство – большее, чем представляется на первый взгляд. Лишь нашим глазам народ предстает как состоящий из отдельных людей, – объясняет внутренняя Тора. Глядя на мир «снизу», мы видим евреев – людей, способных ссориться и даже воевать между собой. Поднявшись выше, над иллюзией и сокрытием мира, мы видим суть: еврейский народ – единое начало, лишенный внутреннего противоречия цельный организм, в котором нет лишней или недостающей детали.
Единство его – не аморфное «единство» тела медузы, не равнодушное единство кирпичей, составляющих стену. Живой и сложный наш народ состоит из евреев – индивидуальностей, ярких и яростных характеров. Не зря Тора говорит, что нет двух евреев с одинаковым взглядом на мир. Однако индивидуальности эти не противоречат одна другой. Это индивидуальность органов тела: сердца, глаза, печени и легких. Как в здоровом человеческом теле ни единый орган невозможно назвать ненужным, так ни один еврей не может быть лишним. У каждого есть своя задача в жизни народа, и без этой маленькой работы личности-еврея неполноценно, несовершенно существование всего тела – Служение Б-гу еврейского народа в целом. Поэтому доброе дело одного приносит здоровье и удачу всем евреям во всех уголках мира. А грех отзывается не только совершившему проступок, но и всем его соплеменникам, где бы они ни находились.
Человеческий мозг – именно этот удивительный, наиболее тонко организованный орган соединяет в себе материальность с духом. Он принимает от источника б-жественную жизненность, распределяет ее между другими органами тела, управляет процессами, происходящими в нем, заботится о том, чтобы оно было здоровым.
Голова – глава еврейского народа – Ребе. Его жизнь посвящена тому же. Он – тот, кто получает б-жественную жизненность. От него же получает ее каждый из евреев, даже тот, кто никогда не слышал о Ребе. Он поддерживает связь между евреем и Б-гом, заботится о том, чтобы Служение Народа и Служение каждого было полным, угодным Вс-вышнему, ведущим к цели Творения.
Каждый из нас – индивидуальность. Каждому Б-г дал свои способности, свое видение мира и достаточно сил, чтобы быть хорошими людьми и хорошими евреями. Органу тела для того, чтобы быть здоровым, необходимо прислушаться к голове. Так же, и, может быть, в большей степени правильный путь в жизни, истинную меру ценности поступков может указать только Ребе.
Семь лампадок – семь различных типов евреев, которые выделяет Тора. Все они должны быть направлены к Ребе – центральному огню, благодаря которому становится б-жественным и поднимается ко Вс-вышнему свет их огня.
* * *
Как известно, в ханукальной меноре не семь, а восемь лампадок. Конечно, это связано с тем, что восемь, а не семь дней горел огонь, зажженный Маккавеями, восемь дней продолжалось чудо.
Впрочем, мудрецы находят и другое объяснение числу праздничных огней. Тогда, в дни беды, дни войны, в кромешной тьме разрушения и осквернения, желанием служить Вс-вышнему евреи заслужили раскрытия света, б-жественность которого и яркость превосходила даже сияние храмовой меноры.
Сегодня, в последние минуты перед окончанием Изгнания, во тьме «удвоенной и учетверенной», по словам предыдущего Ребе, «…весь мир переживает муки рождения Машиаха…». И мы верим, что удостоимся раскрытия нового света — в мире, очищенном и приведенном к совершенству не только трудами предыдущих поколений, но и нашей с Вами работой.
Вс-вышний дает нам силы быть теми, кто наконец войдет в Землю Израиля вместе с Машиахом. Тора дарит понимание того, что от нас требуется. Ребе мэлэх аМашиах – глава поколения – говорит о главном: Освобождение лежит у порога. Оно дожидается лишь того, кто сделает к нему шаг и «втащит внутрь мира». Необходимо раскрыть глаза, сказать от всего сердца: «До каких пор?!» и войти в эпоху Геулы.
Пусть Ханука заставит нас услышать ребе и сделать этот шаг!
Счастливой и веселой Хануки! Мы будем встречать ее в Третьем Иерусалимском Храме, где еще ярче, чем прежде, в награду за долгую и тяжелую работу в Изгнании, мучения и тяготы галута, будет сиять свет меноры!