Раввин Шломо Вильгельм. ГЛАВА ХАЕЙ САРА. Еврейская семья всегда считалась символом сплоченности и верности
Семейные тайны
— Изя, я слышал, ты женился?
— Да.
— Удачно?
— Нет… Окно во двор…
Еврейская семья всегда считалась символом сплоченности и верности. Присущее ей тепло, мир и любовь были предметом зависти окружающих нас народов.
В последние десятилетия многое изменилось. Хотя на фоне мировой статистики, где количество разводов доходит до восьмидесяти процентов, еврейские семьи все еще выгодно выделяются, процент разводов среди евреев растет, да и семейная жизнь у многих далека от прежних идеалов.
В чем же причина такой неустойчивости нынешних семей?
Нынешняя недельная глава посвящена истории наших праотцев – Ицхака и Ривки. Это первая еврейская свадьба, описанная в Торе, и из ее деталей мудрецы выводят ряд законов, касающихся бракосочетания. Мы же попытаемся почерпнуть из этой истории несколько секретов счастливой еврейской семьи.
Рассказ о заключении брака между Ицхаком и Ривкой Тора описывает следующими словами: «И взял Ривку, и стала она ему женою, и он полюбил ее, и нашел Ицхак утешение после матери своей». Вчитываясь в эту фразу, можно заметить несколько интересных деталей.
Во-первых, обратите внимание на порядок событий: «и стала она ему женою, и он полюбил ее». Как видно, любовь у них появилась только после свадьбы. Для многих современных людей это звучит непривычно, ведь жениться, по мнению большинства, нужно «по любви». Однако практика показывает, что влюбленность, предшествующая браку, — какой бы длительной она ни была, — быстро исчезает при столкновении с трудовыми буднями семейной жизни. Тора нас учит, что настоящая, крепкая любовь приходит лишь после свадьбы, только взаимная ответственность и готовность отдавать способна создать истинную связь между супругами.
Возвращаясь к фразе из Торы, обратим внимание на слова о том, что женившись, «нашел Ицхак утешение после матери своей». Действительно, жена не может заменить человеку мать, однако из слов Торы видно, что для Ицхака было важно, чтобы жена создавала теплую домашнюю атмосферу, которая была утрачена в его семье после смерти матери – Сары. Пока была жива Сара, ее субботние свечи не гасли всю неделю, в доме благоухал свежий хлеб, и над шатром пребывало облако Б-жественного присутствия. С приходом в дом Ривки все снова стало как при жизни Сары.
Из этого следует еще один секрет еврейской семьи. Семейная жизнь должна быть сосредоточена именно дома, и его теплую атмосферу создает женщина. В современных семьях женщина не всегда занята домом, а члены семьи редко встречаются за общим столом, и еще реже это происходит в спокойной и теплой атмосфере. Поэтому истинным благословением для еврейского дома является Шабат, в честь которого хозяйка готовит вкусную еду, зажигает свечи, и вся семья сидит за общим столом. В этот день нет спешки, телефонных звонков и срочной работы, поэтому ничто не может нарушить теплую семейную атмосферу.
Итак, в очередной раз мы убеждаемся, что рассказы из Торы поучительны и актуальны на все времена. Еврейский дом, построенный на основах Торы, является местом, где пребывает Б-жественное присутствие, поэтому лучших рецептов вам не даст ни один семейный психолог.
Раввин Шломо Вильгельм,
автор книга «Еврейские ценности»